19.07.2011 в 18:27
Пишет muna-san:...Из истории кукол...
Человеку свойствена тяга к новым знаниям...Именно благодаря этой тяге наткнулась на одну достаточно простую,но познавательную статью о куклах.Сохраняю здесь,дабы не потерять.
***отныне буду сохранять в дневник всю ту информацию,что мне покажется интересной ...может кому-нибудь и помимо меня она пригодится ))) ***
Из истории куколУ кукол, как и у людей, есть древняя, новая, и даже новейшая история
Кукла – это не только детская игрушка в виде фигурки человека. Это любая фигурка человека, даже та, что создана вовсе не для игры.
Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера-кукольники.
В Древней Греции куклы были разные – от деревянных чурбанчиков с едва намеченными чертами лица до кукол с тонко вылепленными из воска лицами и телами, со сгибавшимися в суставах руками и ногами. Дорогим куклам полагалось и богатое приданое: дома, домашняя утварь, сундучки с одеждой. Таких кукол могли приобрести, разумеется, не все.
Греческие девочки играли в кукол до самого замужества. А во время праздничной церемонии перед свадьбой девочки посвящали своих кукол вместе со всем их гардеробом богиням: Гере – покровительнице брака, Артемиде – покровительнице девственниц, Афродите – богине любви.
Молодые римлянки накануне свадьбы отдавали богине любви, Венере, свою самую любимую куклу.
А вот как кукла стала спасителем человека, и не одного. Древние славяне приносили женщин в жертву богине плодородия. К счастью, кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу, которую нарядили в сарафан и белый платочек. И боги не были против!
Некоторые куклы имели особую роль: они отвлекали на себя злые силы. Перед свадьбой мать дарила дочери куклу-берегиню, благословляя на замужество. Старинный обычай «приглашать» куклу на свадьбу сохранился до наших дней.
Нанайская кукла-амулет Акоан имела очень большие глаза – чтобы хорошенько присматривала за своими владельцами.
Уже в древности красоте наряда куклы стали придавать особое значение: считалось, что чем красивее кукла, тем краше будет ее хозяйка.
Чукотские девушки, переезжая к мужу, брали с собой куклу. Они клали ее в изголовье, берегли, не теряли и никому не давали, верили, что убережет и не оставит в беде.
О куклах сочиняли сказки. В них куклы были помощниками человека, которые охраняли, спасали, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались и носили с собой… В конце концов, куклами стали играть. Но и тогда отношение к кукле оставалось бережным и уважительным. Например, крестьяне не считали игру в куклы пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращаться плохо, то не миновать неприятностей.
В куклы играли не только маленькие девочки и подростки, но и девушки на выданье, и даже замужние женщины. Девушки приносили своих кукол на посиделки. Зачем? По красоте куклы судили о вкусе и мастерстве её хозяйки.
Для девочек из богатых семей кукол заказывали за границей. Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке. Но кроме игровой у них была еще одна важная роль – они знакомили дам с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус. Этих красавиц французы назвали пандорами. Свое название кукла приобрела благодаря древнегреческому мифу о том, как Зевс, разгневавшись на людей, решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину, Пандору. Афина возложила на ее голову венец, Афродита одарила обаянием, грацией и изяществом, нимфы украсили ее наряд гирляндами из прекрасных цветов. Зевс оживил куклу и, вручив ей таинственный ящик, отправил на землю, запретив снимать с него крышку. Любопытная Пандора, едва освоившись на земле, приоткрыла ящик, и тотчас оттуда вылетели и разнеслись по всей Вселенной всевозможные бедствия. Так на земле появились несчастья, а также особая порода женщин, требующих роскоши и украшений.
Французы назвали пандорой куклу, которая отличалась красотой и страстью к роскошной жизни. Эта кукла предназначалась не для игры, а для передачи с наибольшей точностью всех деталей и тонкостей дамского платья того времени. Обычно покупали сразу двух пандор – обладательницу набора вечерних туалетов и имеющую в своем сундучке несколько изысканных домашних нарядов. Создатели этих кукол получали заказы из разных стран мира – все богатые дамы хотели иметь кукол-красавиц, чтобы быть в курсе парижских образцов мод. В ХVIII веке пандоры появились в Новом Свете, а просуществовали такие куклы до первой половины ХIХ века, пока на них был спрос.
Французские кукольники долгое время сотрудничали с немецкими. Хорошенькие головки из папье-маше немцы посылали во Францию, где к ним пришивали туловища из розовой лайки, после чего готовых кукол наряжали в модные платья.
В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных. У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России. Таких кукол назвали этнографическими. Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из-за рубежа. Эти куклы были недёшевы. Костюмы у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, позументы, канитель, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Бусики и пуговки делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник. Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери. Одежду для таких кукол шили лучшие портные Постельной палаты в Кремле.
Когда кукол стали изготавливать на продажу сериями, появилась профессия кустарихи-одевальщицы. Мастер делал куклу из дерева, папье-маше, фарфора и отдавал ее одевальщице. А уж та наряжала её с головы до ног. Сначала шили и надевали на куклу костюм. Тщательно причёсывали и прилаживали головной убор: платочек, кокошник, кичку. Подпоясывали и обували. Работа эта требовала вкуса, знаний и умений. А когда появились кукольные артели, название этой профессии зазвучало гордо: мастер по художественному оформлению кукол.
По материалам книги Нины Юриной «Куклы» (серия «Что есть что»,
Изд.Слово/Slovo)
URL записиЧеловеку свойствена тяга к новым знаниям...Именно благодаря этой тяге наткнулась на одну достаточно простую,но познавательную статью о куклах.Сохраняю здесь,дабы не потерять.
***отныне буду сохранять в дневник всю ту информацию,что мне покажется интересной ...может кому-нибудь и помимо меня она пригодится ))) ***
Из истории куколУ кукол, как и у людей, есть древняя, новая, и даже новейшая история
Кукла – это не только детская игрушка в виде фигурки человека. Это любая фигурка человека, даже та, что создана вовсе не для игры.
Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера-кукольники.
В Древней Греции куклы были разные – от деревянных чурбанчиков с едва намеченными чертами лица до кукол с тонко вылепленными из воска лицами и телами, со сгибавшимися в суставах руками и ногами. Дорогим куклам полагалось и богатое приданое: дома, домашняя утварь, сундучки с одеждой. Таких кукол могли приобрести, разумеется, не все.
Греческие девочки играли в кукол до самого замужества. А во время праздничной церемонии перед свадьбой девочки посвящали своих кукол вместе со всем их гардеробом богиням: Гере – покровительнице брака, Артемиде – покровительнице девственниц, Афродите – богине любви.
Молодые римлянки накануне свадьбы отдавали богине любви, Венере, свою самую любимую куклу.
А вот как кукла стала спасителем человека, и не одного. Древние славяне приносили женщин в жертву богине плодородия. К счастью, кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу, которую нарядили в сарафан и белый платочек. И боги не были против!
Некоторые куклы имели особую роль: они отвлекали на себя злые силы. Перед свадьбой мать дарила дочери куклу-берегиню, благословляя на замужество. Старинный обычай «приглашать» куклу на свадьбу сохранился до наших дней.
Нанайская кукла-амулет Акоан имела очень большие глаза – чтобы хорошенько присматривала за своими владельцами.
Уже в древности красоте наряда куклы стали придавать особое значение: считалось, что чем красивее кукла, тем краше будет ее хозяйка.
Чукотские девушки, переезжая к мужу, брали с собой куклу. Они клали ее в изголовье, берегли, не теряли и никому не давали, верили, что убережет и не оставит в беде.
О куклах сочиняли сказки. В них куклы были помощниками человека, которые охраняли, спасали, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались и носили с собой… В конце концов, куклами стали играть. Но и тогда отношение к кукле оставалось бережным и уважительным. Например, крестьяне не считали игру в куклы пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращаться плохо, то не миновать неприятностей.
В куклы играли не только маленькие девочки и подростки, но и девушки на выданье, и даже замужние женщины. Девушки приносили своих кукол на посиделки. Зачем? По красоте куклы судили о вкусе и мастерстве её хозяйки.
Для девочек из богатых семей кукол заказывали за границей. Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке. Но кроме игровой у них была еще одна важная роль – они знакомили дам с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус. Этих красавиц французы назвали пандорами. Свое название кукла приобрела благодаря древнегреческому мифу о том, как Зевс, разгневавшись на людей, решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину, Пандору. Афина возложила на ее голову венец, Афродита одарила обаянием, грацией и изяществом, нимфы украсили ее наряд гирляндами из прекрасных цветов. Зевс оживил куклу и, вручив ей таинственный ящик, отправил на землю, запретив снимать с него крышку. Любопытная Пандора, едва освоившись на земле, приоткрыла ящик, и тотчас оттуда вылетели и разнеслись по всей Вселенной всевозможные бедствия. Так на земле появились несчастья, а также особая порода женщин, требующих роскоши и украшений.
Французы назвали пандорой куклу, которая отличалась красотой и страстью к роскошной жизни. Эта кукла предназначалась не для игры, а для передачи с наибольшей точностью всех деталей и тонкостей дамского платья того времени. Обычно покупали сразу двух пандор – обладательницу набора вечерних туалетов и имеющую в своем сундучке несколько изысканных домашних нарядов. Создатели этих кукол получали заказы из разных стран мира – все богатые дамы хотели иметь кукол-красавиц, чтобы быть в курсе парижских образцов мод. В ХVIII веке пандоры появились в Новом Свете, а просуществовали такие куклы до первой половины ХIХ века, пока на них был спрос.
Французские кукольники долгое время сотрудничали с немецкими. Хорошенькие головки из папье-маше немцы посылали во Францию, где к ним пришивали туловища из розовой лайки, после чего готовых кукол наряжали в модные платья.
В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных. У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России. Таких кукол назвали этнографическими. Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из-за рубежа. Эти куклы были недёшевы. Костюмы у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, позументы, канитель, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Бусики и пуговки делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник. Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери. Одежду для таких кукол шили лучшие портные Постельной палаты в Кремле.
Когда кукол стали изготавливать на продажу сериями, появилась профессия кустарихи-одевальщицы. Мастер делал куклу из дерева, папье-маше, фарфора и отдавал ее одевальщице. А уж та наряжала её с головы до ног. Сначала шили и надевали на куклу костюм. Тщательно причёсывали и прилаживали головной убор: платочек, кокошник, кичку. Подпоясывали и обували. Работа эта требовала вкуса, знаний и умений. А когда появились кукольные артели, название этой профессии зазвучало гордо: мастер по художественному оформлению кукол.
По материалам книги Нины Юриной «Куклы» (серия «Что есть что»,
Изд.Слово/Slovo)
@темы: кукольное